воскресенье, октября 31, 2004

Все цвета радости

С 23 сентября по 03 октября в галерее "На Солянке" в Москве прошла выставка живописи Кира Булычёва и Киры Сошинской. Сам я не слежу за культурной жизнью и ни за что не заметил бы события. Но к счастью, добрые люди оставили новость на форуме. Кир Булычёв мог заниматься акварелью целыми днями, оставив все дела. Акварель и этюдник были с ним, куда бы он ни поехал. Архитектор по образованию, Кира Сошинская работала главным художником журнала "Советский экран", много раз участвовала в выставках в Москве, в 2002 году представила персональную выставку в Лондоне. Многие из её станковых работ находятся в частных коллекциях.


С 23 сентября по 03 октября в галерее "На Солянке" в Москве прошла выставка живописи Кира Булычёва и Киры Сошинской. Сам я не слежу за культурной жизнью и ни за что не заметил бы события. К счастью, Горын оставил новость на форуме Mielofon.ru. Не побывать на выставке я, конечно, не мог.

Кир Булычёв мог заниматься акварелью целыми днями, оставив все дела. Акварель и этюдник были с ним, куда бы он ни поехал. Рисовал Игорь Можейко и в последнее лето своей жизни.

Архитектор по образованию, Кира Сошинская работала главным художником журнала "Советский экран", оформляла журналы "Знание - сила", "Советский союз", издания Внешторгиздата. Иллюстрировала и оформила более двухсот книг. Много раз участвовала в выставках в Москве, в 2002 году представила персональную выставку в Лондоне. Многие из её станковых работ находятся в частных коллекциях.

Посетители чинно двигались по залам, говорили об искусстве, комментировали экспозицию. Вспоминали любимого писателя - земля ему пухом. Подходили к Кире Сошинской, делились впечатлениями. Мне Кира Алексеевна любезно разрешила сделать несколько кадров для братьев-алисоманов.

Кир Булычёв рисует, что видит - внешний мир. "Из нашего окна", "Окраина города", "Парк". Знакомые места - Репино, Сетунь, Матвеевское. Совершенно не графичен. Не разменивается на детали, часто лишь обозначает идею. Как, например, на картине "Узкое. Отражение", где автор будто удивлён видимой реальностью отражения, уверенно продолжающего предметы реального мира.

Одна из самых интересных картин - "Вечерний город". Напоминает песню "Прощание с горами" Высоцкого:

"В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться..."

Изображён оптический эффект: низкое солнце зрительно разрывает ствол дерева и окрашивает редкую осеннюю листву в тона заката. Дерево светится одним большим фонарём, разгоняя ранние сумерки. На заднем плане - тень высотного здания. Похоже на окрестности Смоленской площади в Москве. Или Таганской. Тривиальный городской пейзаж неожиданно раскрывается удивлённой догадкой: в асфальтовых джунглях тоже есть небо - надо лишь оторвать взгляд от тротуара.

Удивление внимательного наблюдателя проскальзывает в работах художника Кира Булычёва частенько. Мастер приглашает зрителя присмотреться к обычному на картинах: "Первый снег", "Первая зелень", "Тишина".

Hа триптихе "Чёрная ваза" автор следит за превращением вазы из скромного пятна под букетом в полноправную деталь композиции. При разном освещении ваза будто меняет серый деловой костюм на чёрный вечерний, а потом - на белый дневной. Но на самом деле меняется даже не свет - меняется время суток и настроение обстановки. Композиция навевает настроение, а художник отражает его подобно зверушке-индикатору из мультфильма "Тайна Третьей Планеты".


Картины Кира Булычёва выполнены преимущественно акварелью, реже гуашью. Особняком в экспозиции стоит коллаж "Старые письма". Письма и фотографии здесь не нарисованы, а наклеены на картину - на самом деле они значительно меньше, чем кажутся.

И у Кира Булычёва и у Киры Сошинской много цветов. На картинах изображены лилии, розы, тюльпаны, ирисы, крокусы. Фрезии, скабиозы - я и слов-то таких не знаю. Картина Кира Булычёва: "Пионы. Радость" на мой взгляд выражает характер его живописи в целом. Тёплая эмоция, выраженная ярким образом. Высокий жизнеутверждающий контраст - от светло-розового до чёрно-зелёного. По обыкновению размытые линии при подчёркнуто сочных тонах. Душу греет даже казалось бы холодный синий цвет стекла ваз. Цветы бросаются в глаза яркими пятнами, сливающимися друг с другом и c зеленью букета. Их розовый цвет нескромен, как танцевальная пара на конкурсе. Розовый солирует, изобилуя тональными переходами. "Любите жизнь - и она ответит вам взаимностью", - говорит зрителям картина.

Экспозиции авторов плавно перетекают друг в друга и избежать сравнений было бы трудно. Если Кир Булычёв делает упор на цвете, то работы Киры Сошинской графичны, часто даже фотографичны. Цвета смягчены и смотрятся естественно, а детали тщательно прописаны акварельным карандашом. Подчёркивание мелких деталей усиливает впечатление достоверности. Даже на автопортрете Кира Алексеевна - с остро очиненным карандашом.

Художница балансирует на грани реализма и мира грёз - для проницательного человека подчас не менее реального, чем самая осязаемая действительность. Автор часто дополняет основной реалистичный сюжет параллельными воображаемыми.

На картине диптиха "Всё впереди" глазастенькая девочка смотрит сквозь зрителя, будто прямо в будущее. Её воображение рисует картины грядущего: отрочество, юность, зрелость. Героев картины "Гуляние" триптиха "Доброе старое время", параллельный сюжет уносит, напротив, в прошлое. Беззаботный ребёнок напоминает взрослым о простодушной дружбе детских лет.

Кира Алексеевна нередко обращается к теме времени - многовариантного и быстротекущего. В её работах прошлое и будущее столь же наглядны, как и настоящее. На картине "Доброе старое время: оркестр" я увидел трёх братьев из провинциального городка. Пацаны мечтали стать музыкантами и покорить мир. Мечта сбылась наполовину - летом братья играют на балкончике своего дома.

На выставке присутствовали иллюстрации к повести Кира Булычёва "Фантастический бестиарий". Жаль, Кира Сошинская не иллюстрировала "Приключения Алисы". Стиль Евгения Мигунова многим нравится, но мне его экстремальная манера режет глаз. А посмотрите, какой кавайный змей Нага!

В цикле "Вечное движение" художница рассматривает массу, как новое качество личности. В цикле четыре работы: "Рыбы", "Звери", "Птицы", Люди". Участвуя в общественной жизни, личность растёт, приводя к прогрессу и общество. В суете сует мира сего рождается движение по лестнице эволюции. За мириадами особей художница не теряет личность, а в каждом из этапов эволюции присутствуют и частицы остальных - как высших, так и низших. Рыбёшка на картине - тоже человек, а люди в свою очередь - немного "Подводная братва".

Клоуны напомнили мне разговоры о строительстве цирка в "Парке Дружбы" в Москве. Что интересно, это не диптих. Такие вот две картины: "Шуты" - дневной дозор, "Маски" - ночной.

На дневной картине Пьеро веселее Арлекина. Вспоминается Масяня: "Самое интересное происходит не на сцене, а здесь - за кулисами!". :)

Маска-месяц в ночном парке похожа на булгаковского Мастера, который заслужил не счастье, но покой. Очки и усы придают призраку человечности. Покой исходит от его спутницы-луны, следующей за своим мастером с уверенностью хорошей партнёрши. Хоть на край Земли, хоть за край.

Признаться, я не фанат живописи. Работы современных художников часто напоминают эксперименты в области технического дизайна. Экспозиция Кира и Киры стала приятным исключением, особенно работы Киры Алексеевны. Стиль Игоря Всеволодовича всё-таки детский, я сам рисовал так в школе. А Кире Сошинской удалось найти место живописи в искусстве в эпоху фотографии.

Москва, Галерея на Солянке, 03 октября 2004

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы можете вписать Ваше мнение сюда